Главная Новости

Сочельник - старинный обычай сербов, у нас елку "завезли" в 19 веке

Опубликовано: 16.04.2023

Сочельник - старинный обычай сербов, у нас елку "завезли" в 19 веке

Сочельник и наряженная елка - символ рождественских и новогодних праздников, первый из которых - старинный обычай нашего народа, тогда как украшение елки было "завезено из-за границы" сербами в 19 веке, и полностью принято после Второй мировой войны, говорит директор Этнографического музея в Белграде, этнолог Тияна Чолак-Антич Попович.

История рождественской елки восходит к символическому использованию вечнозеленых деревьев в Древнем Египте и Риме, но среди сербов существует традиция приносить рождественскую елку в дом в канун Рождества.

«Речь идет о вере в то, что в самый короткий день в году нужно зажечь огонь, и этот огонь освещает начало Нового года, то есть помогает солнцу, которое в это время наиболее слабое», говорит Чолак-Антик Попович.

Новые обычаи принимаются, добавляет он, после того, как Сербия наладила контакты с Европой в середине 19 века.

«Наши люди уехали за границу учиться. Каждая более состоятельная семья прислала одного ребенка, причем самого способного. Мужчины были образованны и часто женаты, поэтому в Сербию приезжали иностранки. Девочки ходили в институты, которые были школами-интернатами для девочек. А потом, вернувшись в страну, привезли все эти новшества, например, украшение елки», — рассказывает Чолак-Антик Попович, сообщает Tanjug.

Наиболее интенсивный переход к елке и отказ от рождественской традиции произошел после Второй мировой войны, т.е. после «разрыва с религией».

(пиксабэй)

«Рождественская елка не выступала в качестве религиозного празднования Рождества и Нового года по сравнению с Сочельником, который был православным. Пасху тоже тогда перестают праздновать, и 1 мая берет на себя отметку начала роста вегетации. Коммунизм означал разрыв с религией, и эти обычаи считались религиозными, христианскими», — вспоминает Чолак-Антич Попович.

Но, как он отмечает, обычаи эти очень старые и восходят к периоду до принятия христианства.

«Усиление силы Солнца — это, конечно, не по-христиански». Можно сказать, что Рождество — это рождение Иисуса Христа, а также рождение маленького бога дохристианского периода», — говорит Чолак-Антич Попович.

Аналогичная история, судя по написанию «Американской истории», связана с елками.

(пиксабэй)

Во время зимнего солнцестояния, когда день самый короткий в году, а ночь самая длинная, многие древние народы верили, что бог Солнца заболел и ослабел. Краткодневицу, которая в северном полушарии приходится на 21 или 22 декабря, праздновали, потому что это означало, что Бог Солнца, наконец, начнет выздоравливать. Вечнозеленые ветви напоминали им обо всех зеленых растениях, которые снова вырастут, когда бог Солнца станет сильным и вернется лето.

Однако, согласно истории, традиция украшать рождественскую елку в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, восходит к Германии, где набожные христиане приносили в дома украшенные деревья в 16 веке, и этот обычай был популяризирован британской королевой Викторией и ее мужем, принцем. Альберт.

В Германии люди делали рождественские пирамиды из дерева, которые иногда украшали вечнозелеными растениями и свечами.

Считается, что первым додумался ставить на елку зажженные свечи основатель протестантской церкви и один из лидеров Реформации Мартин Лютер (1483-1546).

«Идя однажды зимним вечером к своему дому, придумывая проповедь, он был поражен яркостью звезд, мерцавших среди вечнозеленых растений. Чтобы представить эту сцену своей семье, он поставил дерево в главной комнате и украсил его ветви зажженными свечами», — говорит Хистори.

Чолак-Антич Попович говорит, что свечи, которые мы все еще ставим на елку, чтобы зажечь ее 31 декабря, такие же, как когда елку ставят на очаг.

«Дерево должно быть плодородным и плодородным, чтобы блестящие шарики, которыми мы украшаем елку, представляли плоды, так же как елка посыпана зернами», — говорит Чолак-Антич Попович.

На Сочельник срезают ветку дуба, который всегда был у славян священным деревом. Дуб — это дерево славянского бога Перуна, а также дерево Зевса и Юпитера. Дерево всех главных божеств политеистических религий индоевропейских народов всегда дуб, утверждает она.

(пиксабей)

Обычай ходить в лес за елкой есть не только у нашего народа.

По словам Чолака-Антича Поповича, у французов был обычай, что на Рождество дедушка и внук шли за веткой плодового дерева (сливы, вишни, маслины) и приносили ее в дом.

Там, как он далее поясняет, их встречала хозяйка и осыпала зерном, чтобы следующий год был урожайным и удачным, а потом ветку клали на очаг для сжигания.

С переходом приготовления пищи с открытого очага на закрытый – на печь, французы перестали приносить в дом поленья, поэтому в середине 19 века одному французскому кондитеру пришла в голову идея приготовить торт в виде пня.

«У нас это лакомство называется пеньковым пирогом, а во Франции его подают на стол в канун Рождества», — отмечает этнолог.

Позже этот обычай был перенесен в Канаду и Великобританию.

«Во многих странах пирог из пня рождественской елки подают после ужина в канун Рождества». Это может быть шоколадный рулет с глазурью, проткнутой вилкой так, чтобы он был похож на кору дерева. Пеньковый пирог можно сделать и из пюре из каштанов, важно только, чтобы он имел форму срезанной ветки», — рассказал директор Этнографического музея.

Политика

rss